• Новости
  • Эмоциональное техно: новый архитектурный стиль, который Москва открыла миру

Эмоциональное техно: новый архитектурный стиль, который Москва открыла миру

Эмоциональное техно: новый архитектурный стиль, который Москва открыла миру
Начало года – время не только подводить итоги завершившегося 12-месячного календарного цикла, но и думать о вызовах будущего. Однако, как признается главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, строить планы в отношении архитектуры несколько сложнее, чем в отношении новых гаджетов. В колонке, написанной для РИА Новости, он рассказал об архитектурной моде, сложностях рождения звездных имен и звездных проектов, а также о том, что в столице формируется собственный архитектурный стиль – эмоциональное техно.Каждый год мне задают вопрос, какие проекты стали главными для меня в прошедшем году и каких объектов я жду в наступившем. Однако в архитектуре все чуть сложнее, чем с моделями телефонов, которые обновляются раз в 12 месяцев.Например, мы в Москве активно работаем над проектами нового корпуса Института Склифосовского, суперколледжа в Коммунарке и реконструкции цирка на проспекте Вернадского. Без преувеличения могу сказать: это будут знаковые объекты, которые зададут новую планку для зданий в области социальной и культурной инфраструктуры. Однако они не появятся в 2025 году – в лучшем случае общество увидит картинки и концепции объектов.Процессы, в которые вовлечен современный архитектор, – как, впрочем, и любой архитектор во все времена существования этой профессии – идут очень долго. Разработка концепции, проектирование и реализация нового кампуса МГТУ имени Баумана заняли четыре года, и мы считаем, что это не просто быстро, а очень быстро.Именно поэтому, кстати, мне также тяжело отвечать на вопрос о новых "звездных" именах в российской архитектуре, хотя они, безусловно, появляются у нас.Российская архитектурная студия IND в Сингапуре в ноябре 2024 года выиграла одну из самых престижных международный наград – World Architecture Festival (WAF) в номинации "Лучший культурный проект будущего" с концепцией креативного кластера в Эр-Рияд. А в чикагской премии The International Architecture Awards, которую вручает музей архитектуры и дизайна "Атенеум", лауреатами в прошлом году стали сразу три российских компании – "Цимайло, Ляшенко и партнеры" с многоквартирным комплексом Opus, бюро Speech с новым зданием Третьяковской галереи и ADM Architects с небоскребом "Фили Tower".Однако можно ли всех этих, безусловно, ярких и классных архитекторов отнести к открытиям 2024 года? Вряд ли – их мы в принципе знали и ценили и до этого. Но все равно ребята молодцы: они не просто нарастили свою известность, но и сумели получить международное признание в сложной внешнеполитической обстановке.Архитектура с каждым годом становится все более и более конкурентной областью, а развитие искусственного интеллекта не только не "съедает" рабочие места архитекторов, а лишь повышает требования к их квалификации. Особенно это заметно в странах, стоящих в авангарде современного строительства – нефтяных монархиях вроде Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ, а также в Китае. Мы наблюдаем в профессии и количественный рост, и качественный.При этом архитектурная сфера живет между понятиями моды и классики. С одной стороны, если взять сильные проекты десяти и даже двадцатилетней давности, то вряд ли кто-то скажет: "Ой, ну это устарело". По-настоящему крутая архитектура оказывается в категории "вне времени", служит образцом и источником вдохновения для людей столетиями. Те же Кельнский и Шартрский соборы навсегда завоевали себе место в списке ярчайших представителей готического стиля архитектуры, стали "иконами" жанра.Однако из архитектурной моды можно и выйти. Дизайн первых башен "Москва-Сити" сильно "отдает" 1990-ми годами, потому что проект изначально очень долго реализовывался, и если бы сейчас кто-то принес на стол мэра Москвы аналогичную концепцию, то вряд ли бы получил одобрение такому "ретро", хотя в свое время стеклянные небоскребы были на пике повестки.Мы в Москве, работая с новыми проектами, всегда держим в голове, что столица в плане архитектуры всегда задает правила игры для остальных российских городов. Поэтому наши требования к качеству архитектурных решений становятся все выше и выше с каждым годом – скрывать это я не буду, да и не считаю необходимым. Массовый конвейер однотипных сооружений нам в Москве не нужен.Здания в стиле эмо-тек, с одной стороны, построены с использованием современных материалов и с применением сложных конструктивных и инженерных решений, а с другой – они разговаривают с вами яркими, эмоциональными, насыщенными формами, которые не скрывают сложность инженерных решений, а, напротив, подчеркивают их.Безусловно, репрезентативным представителем стиля эмо-тек станет и жилой комплекс, который создадут в результате редевелопмента территории Бадаевского пивзавода. Ну а в будущем мы увидим новую плеяду шикарных объектов. Например, я очень жду финальных решений для первого участка "Сити-2" на месте района Камушки. Решения этого проекта однозначно будут ярче, интереснее и насыщеннее уже построенных башен "Москва-Сити", ведь архитектура эволюционирует и развивается год от года.Много надежд у меня связано и с результатами конкурса на реконструкцию Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Это знаковый объект в знаковом месте со сложной общественной функцией, и главный челлендж для архитекторов – необходимость найти компромисс между потребностями будущих пользователей здания, творческим порывом и общественным мнением. Если в ходе архитектурного конкурса такой компромисс будет найден, мы получим в Москве новую локацию в списке архитектурных достопримечательностей города, ради которых в столицу все чаще и чаще приезжают не только из других российских городов, но даже из других стран.Благодаря интенсивной работе и молодых архитекторов, и мэтров отрасли, а также энергичному международному сотрудничеству, начавшемуся в 2010-2011 годах, можно с уверенностью утверждать, что московская архитектура находится на очень хороших позиция. И сейчас нам крайне важно не растерять их, а сделать так, чтобы российские архитекторы могли продолжить обмен опытом со специалистами из других стран.Мы ищем партнеров, готовых взаимодействовать с нами, искать неординарные решения для новых урбанистических вызовов. В этом смысле большой оптимизм у меня вызывают площадки для диалога, появившиеся благодаря БРИКС+. Например, делегация от Москвы в феврале примет участие в международном архитектурно-строительном форуме "Казаныш" в Казани, который как раз ставит себе задачу по поиску современного архитектурного языка. Тема этого мероприятия – единство разнообразия, и мы рассчитываем, что благодаря обмену знаний и дискуссиям архитекторов, урбанистов и специалистов по историческому наследию мы не только познакомимся с лучшими международными практиками, но и получим возможность по-новому посмотреть на вопросы, с которыми уже давно имеем дело в Москве.
Написать нам

Отправьте нам свою заявку на нужную продукцию. Наши менеджеры просчитают стоимость и свяжутся с вами для уточнения деталей.